Главная > События > «Будущее – это любовь… Будущее – это спорт… Будущее – это мы!»: путеводитель по «Играм Будущего». Участники, церемония открытия, робопсы, «Город Игр Будущего», Dota2, Битва роботов, призовой фонд и другие интересные моменты

«Будущее – это любовь… Будущее – это спорт… Будущее – это мы!»: путеводитель по «Играм Будущего». Участники, церемония открытия, робопсы, «Город Игр Будущего», Dota2, Битва роботов, призовой фонд и другие интересные моменты

 
 
 
 
 
 
 
Количество просмотров: 
583

В Казани заканчиваются международные соревнования, призванные перевернуть мировую спортивную индустрию. «Игры будущего» – турнир в новом виде спорта «фиджитал» на стыке реального и виртуального миров – проходит в столице Татарстана 19 февраля – 3 марта. Почти год, сразу от принятия решения о проведении Игр, редакция «Элитного спорта» была на связи с организаторами и информировала читателей обо всех важных вехах подготовки. Тем более интересно заглянуть на церемонию открытия, пробежаться по площадкам Игр, оценить, как реализованы идеи и что получается, узнать, как распределился самый большой в истории России призовой фонд киберспортивных турниров и представители каких государств приехали соревноваться в «отмененную» страну-«изгой»… 

 

 

 

Еще до официальной церемонии открытия из турнира по Dota 2 успели вылететь все российские команды, баскетбольная команда из США обыграла казанский УНИКС, а хоккейный флагман Татарстана «Ак Барс» смог пробиться в полуфинал турнира по фиджитал-хоккею.

На Играх 270 команд, 2000 участников из 107 стран. Среди них не только дружественные и страны СНГ, чьи президенты посетили официальное открытие Игр и напутствовали своих игроков с трибуны на церемонии открытия, но и команды и игроки из США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Австралии…

Спортсменов из недружественных России стран, к сожалению, на их родине подвергают хейту и даже травле. Новости о подобных действиях стали приходить уже на следующий день после первых турниров. А 23 февраля Латвия и Эстония приняли решение приостановить лицензии для участников «Игр будущего». Ранее сейм Латвии принял поправки к Закону о спорте, запрещающие национальным сборным по игровым видам спорта соревноваться с командами РФ и Белоруссии.

 

 

По словам руководителя проекта «Игр будущего» Игоря Столярова, «от хейта никуда не деться».

Ведь западные спортсмены не только «смели» поехать в Казань, разрушая планы своих правительств по изоляции нашей страны, но еще и дают «неудобные» интервью, в которых восхищаются российскими соревнованиями. Одним из первых своим мнением об Играх в Казани поделился представитель американской хоккейной команды Коннор Уилсон. Его высказывания сразу были разобраны на цитаты: «…российская команда – одна из сильнейших в мире. Для спорта это существенно, без российской команды теряется смысл соревнований…», «это классное мероприятие и очень интересный формат соревнований».

Еще одно короткое интервью дал американский баскетболист Мэттью Роблес, который выразил искреннее восхищение играми в России: «На самом деле я восхищен тем, что происходит вокруг. Я полюбил Казань и ее жителей, каждый день вижу что-то новое и интересное. Все организовано супер. Не буду выражать мнение других, скажу только за себя: многие, в том числе и я, оценивали Россию только по новостям, но оказывается, россияне и жители Казани – очень приятные люди».

 

 

Год назад, впервые написав о фиджитал и готовящихся «Играх будущего», даже журналисты из команды «Элитного спорта» сомневались, откуда возьмутся 100 стран-участников, кто к нам приедет. Тем не менее это произошло. И это огромный успех Игр! Но организаторы не позиционируют их как альтернативу Олимпиаде, а нас в 2024 году ждут еще два даже более серьезных соревнования «без политики и дискриминации» – спортивные Игры БРИКС и Игры Дружбы

 

 

 

Президент РФ Владимир Путин с трибуны на церемонии открытия «Игр будущего» был «рад приветствовать» в России «пионеров фиджитал спорта».

В своей речи он отметил, что «Наша страна была и остается одной из ведущих спортивных держав планеты, родиной великих атлетов, побед и рекордов», а «Игры будущего» – это «гармония физического совершенства и высокого интеллекта», «свобода от политической конъюнктуры, любых видов дискриминации и двойных стандартов».

После церемонии открытия президент России вместе со своими гостями – главами стран СНГ – осмотрел зону проведения «Игр». На одном из стендов его окликнул СберКот и предложил российскому лидеру назвать три любых слова, на основе которых нейросеть GigaChat сгенерирует пожелание для участников. «Любовь, Россия, народ», — сказал президент.

И вот что получилось у ИИ: «Дорогие участники „Цифрового марафона“! Мы хотим пожелать вам любви к Родине и ее народу, а также вдохновения и мотивации на пути к вашим целям».

 

Футболист Андрей Аршавин попросил президента о создании российского аналога футбольного симулятора FIFA, и Путин пообещал поговорить об этом с главой «Газпрома» Алексеем Миллером.

А еще президент России сыграл в фиджитал-флорбол и забил гол.

На территорию Dota 2 гости «Игр» во главе с Путиным подошли в момент, когда сражались команды Китая и Малайзии. Путину рассказали, что такое Dota2 – «гораздо сложнее, чем шахматы, поскольку если в шахматах шесть разновидностей фигур, то здесь – 121 фигура с разными ролями, всё абсолютно непредсказуемо. Задача – завоевать вторую половину поля противника. Это стратегическая игра». А еще зампред правительства Дмитрий Чернышенко пояснил: «Чтобы понять интерес в мире, чемпионат мира по Dota 2, The International, смотрели больше, чем финал Олимпийских игр в Токио».

 

 

 

Церемония открытия – сверхтехнологичное мультимедийное шоу, в написании сценария которого участвовал искусственный интеллект. Действо раскрывает футурологический прогноз по восьми направлениям мира будущего: город и урбанистика, роботизация, образование, медицина и биотехнологии, сельское хозяйство и экология, освоение космоса, транспорт, энергетика.

 

 

Организаторы отказались от традиционной арены и соорудили в павильоне «Казань Экспо» нечто среднее между сценой для концерта и подиумом для модного показа. Это позволило использовать спецэффекты, компьютерную графику и дополненную реальность так, что иногда было действительно трудно понять, где виртуальный мир переходит в реальный.

 

 

Отработал подиум и для представления стран-участниц. Привычного олимпийского медального зачета на «Играх будущего» нет, но традиция парада команд на церемонии открытия всё же нашла свое воплощение. Модели в авторских платьях в цветах национальных флагов продефилировали по подиуму, представив все 107 государств, спортсмены которых участвуют в Играх.

 

 

Необычная и восхитившая многих коллекция – творение художника-дизайнера одежды из Узбекистана Хилолы Шер. Автор рассказала, что ей пришлось объехать почти все страны-участницы, чтобы уловить национальный колорит и передать тонкости культуры.

Эта красота останется в Казани и будет храниться в музее Игр, который планируют создать в столице Татарстана после их закрытия. 

 

 

 

Домашние питомцы будущего – робопсы и их танец на церемонии открытия не могли не привлечь внимания. Тем более, что один из пяти роботов встал на передние лапы, потерял равновесие, упал и отключился. На эту «накладку» СМИ обратили, с точки зрения организаторов, излишнее внимание. Руководитель проекта «Игры будущего» Игорь Столяров в интервью РИА Новости пошутил, что «собака устала», и посоветовал дождаться церемонии закрытия, чтобы «всё узнать». Он также заметил, что церемония открытия вызвала «восторг у всего человечества», но почему-то у нас все обсуждают «дурацкий» казус с робопсом.  

 

 

Стоит заметить, что роботизированный питомец полностью российской разработки появился совсем недавно, в 2021 году, с шестнадцатилетним отставанием от своего западного «коллеги» разработки компании Boston Dynamics. Российская новинка весила в пределах 15 кг и была изготовлена из анизотропных композитных материалов и алюминиевых сплавов методом 3D-печати. Поначалу она могла только передвигать лапами, но постепенно учится.

 

 

В августе прошлого года робопес из «Робостанции» на ВДНХ на несколько дней поселился в одном из вольеров Московского зоопарка. В целях «обогащения среды обитания» животных его познакомили с жирафом Самсоном, волками, журавлями и обезьянами, а также отпускали гулять и общаться с посетителями. Ребята всех возрастов уверяли, что робопес дружелюбный и это видно по его мордашке, он как будто улыбается.

 

 

Как и Россия, в августе 2021-го запустила проект CyberDog компания Xiaomi. Сейчас вышло уже второе поколение робопсов, их обещали начать продавать в Китае, названа цена – 13 тысяч юаней (около 167 000 рублей по текущему курсу).

Пообщаться с нашими питомцами будущего и даже станцевать с ними во время Игр может каждый желающий в «Городе будущего», расположившемся в фойе «Казань Экспо» перед входом в павильоны для соревнований.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что ему понравилось выступление робособак, но себе он такое устройство не взял бы, у него есть живая.

 

 

 

 

«Город Игр будущего» открылся 22 февраля и будет принимать всех желающих до 3 марта. Экспозиция расположилась по всей длине выставочного комплекса «Казань Экспо» перед входами в павильоны, где проходят соревнования. Это современное экспозиционное пространство в формате интерактивной выставки и образовательно-развлекательного центра.

 

 

Все гости Игр могут почувствовать себя здесь фиджитал-спортсменами, тем более что видов спорта в Городе представлено гораздо больше, чем в соревновательной программе. Один из первых стендов выставки, встречающий гостей, – фиджитал мини-гольф. Есть в экспозиции и симулятор горнолыжной трассы, и триатлон, и фехтование, и множество других дисциплин.

 

 

Здесь же расположились фотозоны, но и вне их можно сделать отличный кадр и пообщаться с персонажами компьютерных игр, которые свободно разгуливают по Городу. Как и звезды спорта и шоу-бизнеса.

 

 

 

 

 

О площадках Игр «Элитный спорт и отдых» подробно рассказывал в материале «Игры будущего»: масштаб впечатляет.

Можно лишь добавить некоторые интересные подробности.

Конечно, одной из площадок, заслуживающих дополнительного внимания, является арена для битвы роботов, специально построенная в Казанском цирке. В нем никогда не проводились спортивные соревнования и не строились такие сложные конструкции из пуленепробиваемого стекла. При этом во время строительства меры безопасности были настолько серьезными, что работникам государственного учреждения запретили приносить с собой даже еду из дома.

Другая необычная площадка – это Парк Горького. Здесь впервые на открытом воздухе проходит гонка дронов. Опять же из-за безопасности сами дроны собираются непосредственно на  стадионе «Трудовые резервы».

Забавно получилось с Татнефть-ареной – домашним стадионом хоккейного клуба «Ак Барс». На время соревнований по фиджитал-хоккею основному арендатору площадки пришлось перенести свои игры в старый ледовый дворец спорта с посещаемостью в три тысячи человек. Билеты на эти матчи регулярного чемпионата не продавались, посетить их могли только обладатели абонементов.

 

 

 

 

Спортивная программа Игр включает соревнования в 21 дисциплине, поделенных на 5 вызовов (челленджей).

Вызов «Спорт»: сочетание классических видов спорта (футбол, хоккей, автогонки и так далее) с их цифровыми аналогами – видеоиграми, симуляторами.

Вызов «Тактика»: сочетание популярных видеоигр жанра «трехмерный тактический бой» с физическим этапом – арена лазертаг.

 

 

Вызов «Стратегия»: соревнования проходят в компьютерных играх жанров «боевая арена» и «стратегия», а затем в серии испытаний на выносливость и смекалку.

Вызов «Технологии» – участники состязаются при помощи технически сложных устройств и технологических разработок в гонках дронов, битве роботов и соревнованиях в виртуальной реальности.

Вызов «Скорость» – участники проходят компьютерные игры на скорость в формате эстафеты, а затем в испытаниях на выносливость и смекалку.

Призовой фонд «Игр Будущего» составляет 10 млн долларов. Самые большие призовые – 1,25 млн долларов выписаны в фиджитал-футболе и фитджитал-баскетболе, вызов «Спорт». По 1 млн долларов отписаны Фиджитал MOBA. Dota 2 и Фиджитал MOBA. Mobile Legends: Bang Bang, вызов «Стратегия». Самые маленькие – по 50 тысяч долларов у суперфинала вызова «Скорость» и у VR ритм-симулятора вызова «Технологии».

 

 

Нужно сказать, что весь призовой фонд предоставлен спонсорами и партнерами Игр, в нем нет ни копейки бюджетных денег. Так, дисциплины с самыми большими призовыми курируют «Газпром» и Сбер, по миллиону долларов для дисциплин MOBA выделен компанией YOTA. Также среди спонсоров и партнеров «Газпром нефть», РЖД, Аэрофлот и другие крупные компании.

 

 

 

YOTA Фиджитал MOBA. Dota 2 – самое ожидаемое соревнование «Игр будущего» из всех вызовов. Достаточно еще раз упомянуть, что билеты на него были раскуплены за час после открытия продаж, а организаторы Игр просили аккредитованные и партнерские СМИ, в том числе и нас, донести до читателей, что в сети продаются подделки.

 

 

Непричастному понять это сложно, но увидеть вживую китайское противостояние в мире киберспорта – Xtreme Gaming против LGD Gaming – то же самое, что футбольным болельщикам увидеть матч чемпионата мира от ведущих мировых команд. Да и чтят китайцев на родине не меньше, чем звезд «Реала» или «Барселоны» у них дома.

 

 

За несколько часов до финала фаворитом считался LGD Gaming. Но в компьютерном, как и в обычном спорте, случаются неожиданности. И зрители на площадке «Казань Экспо» увидели это воочию.

За третье место китайская команда Invictus Gaming сразилась с перуанцами BOOMEsports. В итоге весь «пьедестал» MOBA. Dota 2 китайский, миллион призовых долларов от компании YOTA уезжает в Поднебесную. А пока китайцы решили наконец-то расслабиться и посмотреть Казань.

 

 

Перуанская команда, что называется «ушел, но обещал вернуться». «Однако мы еще совсем молодая, недостаточно окрепшая команда. Будем готовиться дальше, мы себя еще покажем», – сказал Марио ILICH-Ромеро Валдивиа из BOOM Esports. А еще перуанцы сыграли шоу-матч в фиджитал-футбол на следующий день после окончания турнира по Dota. 2. И тоже проиграли, но на этот раз международной команде Entity. Тренер BOOM Esports Хуан Давид Vintage Ангуло Ничо стал автором самого красивого в матче гола, но рассказал, что доигрался до одышки, а умирать не хотел. «Это призвание профессиональных футболистов, а не мое», – отшутился перуанец.

 

 

 

 

Суперфинал «Битвы роботов» – одно из главных шоу «Игр будущего». Билеты на него, как и на Dota2, разлетелись буквально сразу, и все три дня на трибунах Казанского цирка был аншлаг.

Собственно, с аншлагом проходили все этапы битвы – отборочные в Москве и Перми и финал в московском «Экспоцентре». Всего в российском чемпионате, получившем в 2023-м статус открытого чемпионата мира, приняли участие 58 команд. Среди них представители 19 регионов России и коллективы из зарубежья – Казахстана, Китая, Индии, Турции и других стран. По итогу поединков в финале победила китайская команда Roc, на втором месте были DS Robotics из Индии, на третьем москвичи «ТурбоМеХатроники». Всего в Суперфинал в Казани прошли 16 команд из девяти стран.

 

 

Задача команды – вывести робота соперника из строя за три минуты. Если обе машины сохранили работоспособность, победителя определяют судьи, которые оценивают участников по трем критериям: нанесенный урон, агрессия, управление.

К роботам тоже есть определенные технические требования – его размеры должны быть не более 120×120×120 см, вес – до 110 кг, а в команде робота 3–5 человек.

В Казани после жарких боев в 1/8 и четвертьфинале открыли главный день битвы россиянки Energy Girls и DS Robotics из Индии, которые ранее выбили из турнира непобедимых китайцев Fierce Roc и опытнейшую российскую команду Atom. Но к сожалению, горячо любимая зрителями розовая «Барракуда» единственной в турнире женской команды не смогла противостоять индийцам и выбыла из битвы уже на 15-й секунде поединка.

 

 

Во втором полуфинале встретились команды Turbomechatroniki и Daddy Bots. Петербургский «Папочка» также быстро отправил «Путевой-23» московской команды в нокаут, как и индийцы «Барракуду».

«В предыдущем бою "Турбомаша" нанесла нам большой урон, особенно пострадало оружие. Но за ночь удалось восстановить "Папочку". Предстоящий финал – реванш, потому что у нас уже был бой с DS Robotics, и мы потерпели поражение», – поделилась перед финальной битвой участница команды Daddy Bots Анастасия Юмашева.

Кстати, многие журналисты, допущенные организаторами «в доки», не понимали, о каких реваншах и поражениях говорят члены команд, и ничего не знали о прошедшем чемпионате и его финале и о том, что ведущие участники имеют довольно большой опыт битв друг с другом.

 

 

Финальный бой за первое место получился огненным в прямом смысле слова. После пары столкновений оба участника повредили орудия, их спиннеры перестали работать, пришлось разбираться «врукопашную». На исходе второй минуты индийский Godspeed затолкал «Папочку» под шнекороторы, российский робот задымился, а через сорок секунд загорелся. Можете себе представить, что творилось в этот момент в зале и какие он выдавал децибелы. А поединок продолжался. «Папочка» так и не сдался, сохранив работоспособность до последней секунды поединка. Команда из Индии победила по очкам.

 

 

«Гореть – наша традиция. Не в боях, но на тренировках перед большими турнирами каждый наш робот хотя бы раз горел, потому что мы балансируем на грани максимальной мощности и пределов нашей электрики. В этот раз шнекороторы пробили аккумулятор, из-за чего и произошло возгорание», – объяснил капитан Daddy Bots Артем Юмашев.

Матч за третье место обошелся без неудачных падений на борт, так что все решилось в честной борьбе. «Путевой-23» оказался явно сильнее «Барракуды». Он ловко уходил от ее попыток подброса и в ответ наносил большой урон своим горизонтальным флиппером. Energy Girls признали поражение от Turbomechatroniki.

 

 

А победители Битвы начали отмечать свой успех прямо в Казанском цирке в зоне для команд. Призовой фонд составляет полмиллиона долларов, 175 тысяч получили индийцы за первое место.

«Турнир на "Играх Будущего" – прекрасная возможность рассказать людям больше о нашей дисциплине, сделать ее популярнее. Мы стараемся вести эту работу в Индии, создавать комьюнити для развития робототехники. Обязательно потратим на эти цели часть призовых», – сказал капитан DS Robotics Санджидхан Моханасундарам.

 

 

Кроме того, что Битва роботов действительно грандиозное шоу, пользующееся огромным у зрителей, есть у её участников одна черта. Они готовы уничтожать машины друг друга во время поединков, но знают, что делают общее дело, и всегда приходят на помощь соперникам. «Несмотря на конкуренцию, мы все готовы помогать друг другу. В этом и сила "Игр Будущего"!» – добавил капитан команды-победителя.

Не прощаемся с командами надолго, как было сказано выше, с 2023-го Битва роботов существует в статусе открытого чемпионата мира из нескольких этапов, финала и суперфинала.

 

 

 

За первые семь дней Игр Будущего трансляции соревнований и церемонии открытия турнира набрали более 1 млрд просмотров во всем мире. Об этом на Форуме национальных достижений в рамках международной выставки «Россия» сообщил зампред Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко.

 

 

Трансляции доступны по всему миру бесплатно и максимально удобно для зрителей. Игры Будущего – первый турнир подобного масштаба, ориентированный на онлайн-аудиторию и интересы молодежи, которая привыкла смотреть контент онлайн. Партнерские соглашения подписаны с более чем 100 стриминговыми платформами – от YouTube и Twitch до локальных. Для телетрансляций заключены соглашения с крупными медиахолдингами многих стран. Успех стратегии подтвердил первый же соревновательный день: только на одной из платформ в Китае матчи YOTA Фиджитал MOBA.Dota 2 посмотрели более 7 млн человек.

Повышенный интерес к «Играм Будущего» объясняется в том числе тем, что они отвечают запросам общества, которое, с одной стороны, стремится к цифровизации во всех сферах жизни, а с другой – уделяет больше внимания здоровому образу жизни и поддержанию хорошей физической формы.

В то же время «Игры Будущего» дарят зрителям уникальный опыт инновационного спортивного шоу. Трансляции разных дисциплин связывает студия аналитики и Виртуальный стадион, где каждый болельщик может разместить своего цифрового аватара. У зрителей есть возможность общаться друг с другом, участвовать голосованиях, поддерживать команды виртуальными фаерами, максимально погружаясь в атмосферу соревнования в двух мирах одновременно.

 

©Алена Волокушина для «Элитный спорт и отдых», 19–28 февраля 2024

Трансляции «Игр Будущего» на сайте организаторов