Актриса театра и кино Мария Голубкина с детства любит орловских рысаков и мечтает об ипподроме в Крыму. В интервью журналу «Элитный спорт и отдых» она рассказала о своих первых занятиях конным спортом, каких достижений в нем добилась и чему учит работа в конюшне. А также – о своем первом коне и о том, почему сейчас у нее нет собственных лошадей.
Любовь родом из детства
– Орловские рысаки – моя любовь с самого детства. Думаю, иначе и быть не могло. Еще мой дедушка рассказывал мне много историй про лошадей. А мама (актриса Лариса Голубкина – прим. ред.) – вообще первый гусар в нашей стране. Студенткой ГИТИСа она снялась в фильме Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». На съемках она сама выполняла все опасные трюки. Для этого ей пришлось научиться скакать на лошади и фехтовать.
Да и вообще, какой нормальный человек может не любить лошадей? Мне кажется, Господь специально их создал, чтобы они украшали нашу жизнь. Но, наверное, и для того, чтобы учили нас чему-то. Когда ты приходишь на конюшню, первое, что тебе дают в руки, – это лопата – убирать за лошадьми. Это приучает к труду и дисциплинирует. Еще необходимо быть уверенным в себе человеком, иметь терпение и искать причины ошибок не в лошади, а в себе.
– Конным спортом я начала заниматься в 11 лет, и у меня второй взрослый разряд. Хотела бы и раньше, но до этого возраста просто не брали, все-таки это довольно опасный вид спорта, лошадь – крупное и сильное животное. Чтобы с ней управиться, нужно и рост достаточный иметь, и физическую силу. Тогда еще не было пони-школ. Это сейчас уже с трех лет деток берут.
Своего первого коня я купила в 1999 году. Серый в яблоках орловский рысак Урал. Я влюблена в эту исконно русскую породу, считаю ее национальным достоянием и символом России. Урал был моей гордостью – крупный, красивый, выносливый, давал хорошие результаты. Жил он на базе конного клуба на Планерной, которая была построена к Олимпийским играм 1980 года – недалеко от моего дома. А выступали в «Битце» – хороший олимпийский учебно-спортивный комплекс.
Сейчас у меня нет собственных лошадей. Наверное, потому, что я слишком ответственно к этому отношусь. Если подходить серьезно к содержанию лошадей, с ними нужно заниматься каждый день. Конечно, если вы хотите, чтобы животное было в хорошей физической форме. Здесь как с фитнесом. Один день пропустишь – шаг назад в развитии. А уж про двухнедельное отсутствие и говорить нечего. Иначе лошадь у вас будет только для красоты.
– Плюс это недешевое удовольствие. Причем не столько покупка, сколько содержание. В нашей стране конный спорт – очень дорогой. В отличие от других стран. Если во Франции подковать лошадь на все четыре ноги стоит 50 евро и это будет хорошая профессиональная ковка, то в нашей стране это обойдется в 200 евро, а качество будет значительно хуже. И делать это нужно каждый месяц. Поголовье у любителей развелось уже большое, а профессионалов и квалифицированных специалистов очень мало.
Мечты и реальность
– К сожалению, сегодня в России утрачены многие традиции конного спорта. В СССР до 1991 года отдельно взятый человек не имел право содержать лошадь. Частных конюшен не было вообще. До сих пор сохранился указ, еще с советских времен, что частную лошадь могут признать военнообязанной, как и автомобиль (военно-конская и военно-повозочная повинности), с целью обеспечения армии в случае военных действий. А стоит она миллион долларов.
Да и развитию коневодства наше государство практически не уделяет внимание. А ведь одна лошадь обеспечивает пять рабочих мест. Рысистое и скаковое коневодство – это ипподромы и кормовая база. Таким образом мы и сельское хозяйство могли бы наладить, ведь конная индустрия – важнейшая его отрасль.
Мария Голубкина и Юрий Файнштейн в финале проекта «Галопом в Рио» на открытии международного фестиваля «Спасская башня», Москва, 2013 г.
– Моя мечта – ипподром мирового уровня в Крыму. А где, если не здесь? Многим профессионалам конного спорта известен наш орловский рысак Крепыш. Его называли «Лошадью столетия», и он действительно был звездой. Многократный рекордист России и Европы, победитель многочисленных соревнований, несгибаемый ипподромный боец. Так вот сено ему возили именно из Крыма.
Еще в 19 веке заводчики рысаков говорили, что наши лошади поскачут не хуже американских, если будут испытываться в Крыму – калифорнийский и крымский климат очень похожи. На ипподром можно запросто позвать любую особу королевских кровей. А это и престиж страны, и новые коммуникации, и доход в казну, и развитие экономики в целом.
– Александр Иванович Куприн, который очень любил лошадей, великолепно знал их нравы и повадки, в своем цикле очерков «Рыжие, гнедые, серые, вороные…» писал: «Телегин широко на беговое дело смотрел. Это была для него не личная забава, не утеха гордости или тщеславия, не прибыльное занятие. Лелеял он грандиозные мысли во всероссийском патриотическом плане. Давнишней мечтой его было устроить ипподром на юге, в Одессе или в Севастополе, где воздух теплее, легче, насыщеннее кислородом, где нет северных тяжелых атмосферных давлений. Там, говорил он, русский рысак в условиях, недалеких от калифорнийских, утрет нос американским рысакам и покажет себя в истинном блеске». Так что если мечта знаменитого писателя сбудется, и ипподром там построят – перееду жить в Крым на пенсии.
– Конечно, сейчас появляются новые конюшни, все потихоньку развивается. Но все-таки больше на любительском уровне. Очень жаль, что была утеряна преемственность поколений, а ведь это крайне важно в конном деле. После Второй мировой войны были утрачены кавалерийские школы, из-за войны пострадало поголовье.
Собирали по крупицам и заново восстанавливали. И не только в России – в Испании, Австрии. А ведь конным школам было по 300 лет. Хорошо, что сохранилась французская – знания передавались от учителя к ученику все эти столетия. Благодаря французским специалистам удается понемногу восстанавливать традиции. В общем, сейчас мы заново изобретаем велосипед.
Под девизом «Вместе мы можем больше»
– Я являюсь членом попечительского совета благотворительного фонда помощи российским конникам «Ваня». Он создан для оказания адресной помощи российским конникам по всему миру. Не важно, кто вы – профессиональный спортсмен или просто начинающий всадник. Если вы попали в трудную ситуацию и неоткуда ждать помощи – мы рядом и готовы помочь.
Наш конный мир такой маленький, что, если что-то с кем-то случается, все сразу об этом знают. Мы собираем деньги на их операции и реабилитацию. Ведь для того, чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным или богатым, достаточно быть просто добрым.
Под девизом «Вместе мы можем больше», Большой Международный Конный Клуб «PRADAR», Москва, 2019 г.
– Долгих полтора года за жизнь прекрасного молодого всадника Ивана Анточика боролось множество людей. Память о Ванечке (именно его именем назван наш Фонд) дает нам силы защищать жизнь и здоровье конников, – которым требуется помощь. Фонд создан ради того, чтобы каждый из членов нашей большой конноспортивной семьи был уверен: в любой сложной ситуации ему есть куда обратиться за поддержкой.
Главная цель Фонда – помощь российским конникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Для этого мы сделали шесть программ, в которых известные артисты и профессиональные жокеи рассказывают про коневодство, ипподромы, тотализаторы, скачки, конезаводы – всю историю русского конного спорта. У нас есть страничка в Инстаграме, заходите, это очень интересно!
Мария Голубкина представляет проект ART&HORSES CLUB на странице Фонда помощи конникам «Ваня» в Instagram
И сюжеты для комедийного сериала
– Но и курьезных историй в конном спорте предостаточно. Вот бы сериал снять – отличная комедия получится. Однажды, еще в советское время, один олимпийский чемпион по конному спорту, назовем его Слава Ч., с другом – чемпионом Европы – решили съездить на Сходню за водкой. На лошадях, конечно. На полпути видят огромную канаву, заполненную экскрементами и грязью. В объезд – очень далеко.
Друг-троеборец, который к испытаниям привык, прыгать через нее категорически отказался. А Слава решил не отступать. Лошадь не рассчитала, взяв немного в сторону и вместе с всадником оказалась прямо по горло ровно посередине канавы. В это время троеборец с диким хохотом ускакал обратно на базу, рассказывать, что чемпион по уши в дерьме сидит.
Слава же, выбравшись с олимпийским конем из ямы, продолжил свой путь за водкой. Купил две бутылки и поскакал назад. Как вы понимаете, опять через эту злополучную канаву. И… опять в нее провалился! В итоге водки все попили, но лошадь от зловонного запаха потом отмывали еще неделю.
©Элитный Спорт и Отдых, беседовала Ольга Цынская, 3 февраля 2022