Снукер – малоизвестный в России, но самый популярный и высокооплачиваемый в мире вид бильярда. Российских снукеристов приличного уровня можно пересчитать по пальцам. Экспертом для этого материала стал самый успешный из них – петербуржец Иван Каковский.
Для России снукер остается диковинкой. Хотя Петербург можно смело назвать столицей российского снукера, лишь в нескольких городских клубах установлены снукерные столы.
Всего наберется от силы 15 столов. Удовлетворяющих международным стандартам и ухоженных из них в лучшем случае 5. Поэтому Иван Каковский тренируется дома – на 3-м этаже отцовского таунхауса, где оборудовано отдельное помещение и установлен великолепный стол с подогревом плиты, лучшим в мире бельгийским сукном и дизайнерским освещением из Италии с винтажными плафонами за 250 тысяч рублей. Последнее – необязательный изыск. За такой стол нестыдно пригласить на партию даже прославленного снукериста, 7-кратного чемпиона мира Ронни О’Салливана. Кроме стола, в игровом зале находятся 2 кожаных финских кресла, киёвница, шкаф для мелких аксессуаров и уголок славы с многочисленными кубками и наградами Ивана.
На самом деле гораздо лучше тренироваться в клубе, а не дома, но это вынужденная необходимость. Только играя за таким столом, можно выйти на профессиональный уровень и бороться с лучшими игроками планеты – к чему Иван стремится с первых своих шагов в снукере.
Что нужно, чтобы успешно заиграть в снукер?
Желание тренироваться каждый день по несколько часов и хороший тренер, который поставит технику и подберет правильные тренировочные упражнения. Техника и стойка – самое важное. Глазомер, точность и геометрия удара нарабатываются со временем. Важно видеть резку, но и это придет с тренировками.
Можно ли начинать сразу со снукера?
Я считаю, что можно и нужно начать, если сразу ориентируешься на снукер. Как вариант, начать с пула. Лично мне очень повезло с первым тренером, который поставил мне снукерную технику, хотя я играл в русский бильярд.
Что требуется для игры?
Кий, удлинитель для кия, мелки, запасные наклейки, клей для приклеивания наклейки, полотенце, чтобы протирать кий и руки. Лучшие кии для снукера – английской марки JohnParris ручной работы, хотя и массового производства тоже хорошие. Средняя цена – 400–700 фунтов. Есть эксклюзивные кии, которые делаются 8 месяцев. Цена – около 3000 фунтов.
В том, чего добился Иван, огромная заслуга его отца. Сергей Каковский сам очень любит бильярд и сделал максимум возможного, чтобы сын ни в чем не нуждался и получал самое лучшее. Иван, возможно, единственный бильярдный игрок в России, который ежедневно работает с персональным тренером. Самое удивительное, что этот тренер не из бильярдного, а из футбольного мира. Евгений Куваев тренировал мини-футбольный клуб «Политех», а когда тот прекратил свое существование принял приглашение Сергея Каковского тренировать его сына. Месяца полтора Иван и Евгений притирались друг к другу. Дисциплинированность во всем – вот главное качество, которое прививал тренер своему новому ученику. Эксперимент оказался сверхуспешным. Экс-футбольный тренер настолько вник в процесс, что его зауважали и признали в снукерном мире. Теперь приглашают тренировать в Индию, в Катар. Такое имя он себе сделал, работая с Иваном!
«Евгений сам придумывает все упражнения, огромное количество упражнений. Я не знаю тренера, который бы придумывал столько полезных упражнений. Он сделал невероятный прогресс в области познания снукера», – рассказывает Иван.
Сергей Каковский точно знает пошаговый план, как воспитать снукериста топ-уровня в России и что для этого требуется.
Какова цена вопроса для полноценного входа в снукер?
Для начала нужен хороший кий. Это порядка 50–80 тысяч рублей, если покупать в Англии. У нас 70–120 тысяч. Кии марки Parris в снукере задают тон.
Сразу нужна поездка в Англию на сборы – 150–200 тысяч рублей. В период с 14 до 17 лет Ваня 5 раз выезжал на тренировочные кэмпы в Англию. Каждый выезд длился около 3–4 недель. Занимался у Дерека Хилла – тренера и близкого друга Ронни О’Салливана. У Хилла большая ферма с гостевым домиком. День проживания стоит около 25 фунтов. Занятия проходят в группе на четырех столах. Это бесплатно. Отдельно оплачиваются индивидуальные занятия. У Дерека занятие стоило 50 фунтов в час, а у его сына Тома – 25 фунтов. Мы старались час в день брать у Дерека или 2 часа у Тома. Остальное время Ваня тренировался в группе с другими детьми под руководством петербургского тренера Алексея Денисова, который умеет ставить хорошую снукерную технику.
Дальше – индивидуальные тренировки дома, после того как заложили базу. Это где-то 1000 рублей в час, если договориться на большое количество занятий. Тренироваться надо хотя бы 2 часа каждый день. У нас было большое преимущество, что есть стол дома и не нужно тратить много времени на переезды. Когда работал клуб PLAYPOOL, Ваня тренировался там. Ему давали бесплатное время с 10 утра и до 16–17 каждый день.
Ваня ежегодно ездит на Qshcool – серию отборочных турниров, которые дают возможность попасть в профессиональный мэйн-тур. Какой средний бюджет такой поездки?
Взнос – 1000 фунтов за 3 турнира. Общий турнир длится дней 10. Гостиница в среднем от 80 до 100 фунтов. Плюс питание и дорога. Получается где-то 3200–3400 фунтов.
Чтобы вырастить игрока мирового уровня, необходимо несколько составляющих. И одна из основных – приличный финансовый фундамент.
Да, конечно. Но главное – надо танцевать от спорта. На первом месте бильярд, затем все остальное. Я считаю, что у нас школьное обучение самое сильное, загруженное, но не совсем правильное – у детей вообще нет свободного времени. В 9 уходишь, 7 часов занятий, в лучшем случае в 17 можно выехать на тренировку, дорога. Часов в 9 вечера ты только вернулся, а еще не отдыхал, затем уроки надо делать. И где спортсмена искать? Школа и спорт практически несовместимые вещи, к сожалению. Лучший вариант это спортинтернат.
Почему все-таки вы решили взять Ване специалиста из другого вида спорта?
По моему разумению, бильярд – это недоспорт, поэтому я хотел, чтобы Женя внес профессиональный подход. Ване было тяжело первые месяцы, они притирались, потому что Женя очень жесткий, принципиальный, работает четко по плану, душит его слабые места кучей упражнений. Ваня, например, считал, что разбой невозможно натренировать. Сейчас он в 9 из 10 разбоев ставит снукер за желтый шар. Такая же история с подбоем. Ваня не думал, что его можно тренировать и делать контролируемым. Он считал, что подбой должен быть сильным, а Женя категорически не согласен: слабый, подконтрольный, чтобы выкатились 2–3 шара и не ушли к борту. Недавно Ваня сделал максимум с шестью подбоями! И теперь он согласен с Женей. Ваня считал, что и отыгрыш нельзя тренировать, его надо чувствовать. Сейчас он перекатывает по отыгрышу большинство своих соперников, потому что и на отыгрыш у Жени есть свои упражнения.
В России Иван Каковский выиграл всё, что можно. Когда для наших спортсменов откроют границы, он продолжит штурмовать мировые вершины снукера, ведь его цель – пробиться в мэйн-тур и постоянно участвовать в профессиональных турнирах с лучшими игроками планеты. Хочется верить, что у него получится. Если и вас заинтересовала эта игра – пробуйте сами или отдавайте в снукер своего ребенка. Как воспитать из него игрока мирового уровня, вы уже знаете.
Беседовал ©Элитный спорт и отдых, Вадим Аданин, 20 июля 2022 г.