Токийская Олимпиада 2020 позиционировалась не только как самая технологичная, но и как самая экологичная во всей истории олимпийского движения.
Естественно, одна из первых ассоциаций с борьбой за экологию планеты – зеленый цвет, цвет живой природы, цвет кроны дерева.
Природа, мы знаем, играет особую роль в культуре Японии. Искусство бонсай, поэтический стиль хокку, многое-многое другое в традиционной японской эстетике, берущей начало в эпоху Хэйан (VIII–XII вв.), характеризуется именно культовым отношением к окружающей природе.
Природа стала основным источником творческого вдохновения, проводником в мир прекрасного, синонимом красоты в её самом естественном и гармоничном проявлении.
С уверенностью можно сказать, что концепция японского архитектора Кэнга Кума, выигравшего в итоге конкурс на проект строительства главного Олимпийского стадиона в Токио, соответствует древней японской традиции.
Кэнг Кум – большой любитель дерева и мастер игры со светом. Он придерживается в своем творчестве концепции слияния архитектуры с окружающей природой.
Поэтому в основе его проекта главного стадиона XXXII Олимпийских игр, названного самим автором «Живым деревом», – многоярусные навесы, сделанные из древесины, со множеством высаженных на них растений.
Целиком из дерева сделан и еще один из самых впечатляющих архитектурных проектов токийских Игр – Олимпийская Плаза. Это здание в Олимпийской деревне, где разместились магазины, кафе, медиацентр и залы для торжественных приёмов. 40 тысяч бревен и досок разных пород – лиственница, кедр, кипарис – пожертвовали 63 японских региона.
Кедр на фасаде комплекса Центра гимнастики Ариаке
Где же здесь экологичность – срубить столько деревьев? Она в высадке новых деревьев, считают организаторы, и в том, что после окончания Игр здание разберут и отправят на вторичную переработку для создания скамеек и школьных парт.
Так уже делали в 2014 году в процессе демонтажа старого олимпийского стадиона. Тогда мебельная компания Karimoku создала из переработанных деревянных «обломков» стадиона лимитированную коллекцию стульев, табуреток и скамеек.
Не все японцы согласны с такой концепцией экологичности. В том числе и коллеги Кэнга Кума – художники и архитекторы. В знак протеста против вырубки деревьев они устраивали акции и инсталляции, а Олимпийский стадион прозвали «огромной клумбой». Завидуют, наверное…